Время и эффективность общества


Самое ценное по мнению древних философов является время это единственное  чем

мы обладаем и можем распоряжаться и его нельзя накопить ...Так во всяком случае

или почти так писал в своих письмах к Люцию Сенека.С ним сложно не согласиться.

Основой измерения эффективности общества, с нашей точки зрения, является свободное время, которое появляется или не появляется у граждан. Если времени не хватает постоянно или оно однообразно по своей структуре, то такое общество вряд ли может считаться эффективным.

Мы решили привести структуру времени, полученную ЮНЕСКО, применительно к двум городам двух стран СССР и США в 1968 году.

Материалы приведены из сборника «Социологические исследования»,  Материалы 1-й научной конференции молодых экономистов и социологов Сибири и Дальнего Востока, Новосибирск, 1968.

Мы считаем, что одна из главных задач, которая стоит перед Россией сегодня - это найти правильные пути построения современного эффективного общества.


А.Г.Пусеп, В.Н.Турченко


СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ГОРОДСКОГО

РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ СССР      И     

США(1)


Степень достигнутого обществом социального прогресса наглядно отражается в

структуре бюджета времени населения, в абсолютной величине свободного времени

членов общества, и особенно в характере его использования. Однако вплоть до

последнего времени наша литература не уделяла этому вопросу достаточного

внимания или же освещала его крайне упрощенно. Например, встречаются

утверждения, что свободным временем в эксплуататорском обществе располагают

лишь представители господствующего класса, тогда как вся жизнь трудящихся

превращается в рабочее время (2).   


    Действительно, в конце XIX и даже в начале XX века, когда рабочий день длился нередко

десять, двенадцать и четырнадцать часов, свободное время не играло значительной роли

в жизни трудящихся классов. Их досуг выражался в пассивном отдыхе, сне, еде,

необходимом домашнем труде. Человек не успевал даже воспроизводить затраты

мускульной и умственной энергии, которые он расходовал за столь длительный рабочий

день(3). Поэтому с полным основанием К.Маркс мог говорить о том, что капитал все время,

которым располагает трудящийся, превращает в рабочее время, а "что касается времени,

необходимого человеку для образования, для интеллектуального развития, для

выполнения социальных функций, для товарищеского общения, для свободной игры

физических и интеллектуальных сил, даже для празднования воскресенья... - то все это

один пустой вздор!"(4).


Однако сегодня, когда в результате долгой и упорной борьбы рабочий класс многих

стран добился семичасового рабочего дня и - в ряде случаев - 40-часовой рабочей

недели, когда он показал свою способность отстоять эти социальные завоевания,

заявления о том, что трудящиеся капиталистических стран совершенно не имеют

свободного времени, звучат очень неубедительно, потому что они игнорируют факты,

игнорируют успехи, достигнутые пролетариатом в классовых битвах.


Появление в нашей литературе упрощенных высказываний по допросам свободного

времени трудящихся в странах капитала во многом связано с тем, что ввиду

отсутствия общепринятой классификации и методики изучения временных затрат

было крайне затруднительно сопоставлять данные исследований, проводимых в

различных  странах. Поэтому чрезвычайно большое значение имеет впервые

проведенное в 1965-1966 гг. по единой методике(5)  международное обследование

бюджетов времени городского населения 11 стран мира: Бельгии, Болгарии, Венгрии,

Перу, Польши, СССР, США, Франции, ФРГ, Чехословакии и Югославии. Особый

интерес представляет сравнительный анализ данных по двум наиболее

индустриально развитым странам социалистического и капиталистического мира -

Советскому Союзу и Соединенным Штатам Америки. Следует заметить, что изучение

бюджетов времени населения очень трудоемкая работа, которую, ввиду этого,

приходится проводить в ограниченных масштабах. В соответствии с критериями,

установленными экспертами, для данного обследования в СССР и США были

выбраны города Псков и Джексон.


В результате проведенной работы появилась возможность сравнения величины и

структуры свободного времени населения этих двух стран (см. диаграммы 1,2).



Величина свободного времени работающего населения, в конечном счете, зависит от

достигнутой обществом производительности труда. Поскольку последняя в США пока

более чем в два раза превышает производительность труда в народном хозяйстве

СССР, то можно было предположить, что и величина свободного времени населения

Джексона существенно превышает таковую у  населения Пскова. Однако в

действительности работающие мужчины Джексона по сравнению с псковитянами

имеют, в общем и целом, свободного времени больше лишь на 2%,  а женщины ~

соответственно на 28,6% (таблица 1).

Таблица 1

Величина свободного времени работающего населения г. Пскова (СССР) и г. Джексона

(США.) в зависимости от пола (в часах за неделю).


Города

Величина свободного времени

 

 

у мужчин

у женщин

Псков

Джексон

34,3

35,0

21,0

29,4

 

 

 Значительная разница в величине свободного времени советских и американских

женщин связана с тем, что у нас еще недостаточно развита сфера обслуживания, а

также электрификация и механизация домашнего труда, в результате чего велики

затраты на домашний труд, и особенно на приготовление пищи. Так, если в Джексоне

женщины расходуют на приготовление пищи в среднем за неделю 5,6 часа, то в

Пскове - на 3,5 часа больше. Что же касается молодежи, то в Пскове мужчины в

возрасте до 30 лет располагают величиной свободного времени даже несколько

большей, чем в Джексоне, у женщин же Пскова, особенно начиная с 23-летнего

возраста, свободного времени оказывается значительно меньше, чем у молодых

американок (см. диаграммы 3,4).





Приведенные данные говорят не только о наших успехах, но и о недостатках, о

нерешенных вопросах.


Рассматривая наши недостатки в сфере быта через призму сравнительного анализа

времени населения, мы тем самым привлекаем внимание общественности к тем

задачам, которые требуют своего практического разрешения. Улучшение работы

наших столовых, магазинов, ясель и детских садов и т.д. имеет не только

хозяйственно-бытовое, но и большое общественно-политическое значение, так как

является одной из важных задач в борьбе за коммунизм. Ибо, как говорил В.И.Ленин,

только путем массовой перестройки мелкого домашнего хозяйства в крупное

социалистическое хозяйство можно добиться полного освобождения женщины,

добиться уменьшения и уничтожения ее неравенства с мужчиной в производстве и в

общественной жизни.


Анализ бюджетов, кстати, показывает, что даже оснащенное современной техникой,

но мелкое индивидуальное домашнее хозяйство не освобождает женщину от

«домашнего рабства». Так, например, молоды американки в возрасте 25-29 лет

затрачивают в среднем на домашний труд даже больше времени (на 27,5%), чем

советские женщины этой возрастной группы. Большей величиной свободного времени

первые располагают прежде всего за счет того, что заняты неполный рабочий день, а

также у них в 2 раза меньше затраты времени, связанные с работой.


Преимущества социализма перед капитализмом наиболее ярко проявляются, когда

мы начинаем сравнивать структуру и характер использования свободного времени

работающего населения этих двух стран (см.диаграммы 1, 2).


 Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что как мужчины, так и женщины

в СССР значительно больше тратят времени на учебу, чем в США. Это

непосредственно обусловлено тем, что социалистический строй открывает

трудящимся массам чрезвычайно широкие возможности для получения образования.

Среди работающего обследованного населения Пскова значительно больше, чем

среди населения Джексона, распространены различные виды обучения

(см.таблицу 2).                                                                                                               

Таблица 2

Распределение обследованного городского населения СССР и США в зависимости от

видов учебы (в %  ко всем обследованным)


Виды учебы

СССР Псков

США Джексон

1.  

2.

Курсы повышения квалификации (после работы, очные)

Курсы повышения квалификации (после работы, заочные)

4,0

1,2

3,5

1,0

3.

Вечерние и заочные общеобразовательные школы

3,1

0,6

4.

Вечерние и заочные техникумы

3,3

0,1

5. 6.

Вечерние и заочные вузы

Курсы спец. обучения (шоферов, кройки и шитья, иностранных языков)

4,8

2,6

1,3

1,6

7. 8.

Другие виды обучения

Нигде не учатся

25,8

55,2

-

91,9

 

Итого

100,0

100,0

 

Таким образом, если в Джексоне учится каждый десятый, то в Пскове - каждый

второй. Не случайно поэтому на учебу в вечерних и заочных школах, техникумах и

институтах работающие мужчины Пскова затрачивают больше времени в 7 раз, а

женщины - в 3 раза по сравнению с соответствующими категориями населения

Джексона.


Представляет интерес анализ затрат времени на образование в зависимости от

возраста (см. диаграммы 5, 5а). Как видим, больше всего времени уделяют своему

образованию как в СССР, так и в США молодые люди в возрасте до 25 лет. Но

советская работающая молодежь тратит на эти цели значительно больше времени,

чем американская.



 

 

 Огромную тягу нашей молодежи к знаниям отмечают приезжающие в нашу страну

зарубежные деятели, называя учебу без отрыва от производства "массовым

героизмом советских людей". Но дело здесь не в героизме, а в том, что сама природа

социалистического строя не только создает благоприятные возможности для

образования, но и постоянно побуждает индивидов обогащаться духовно, повышать

уровень знаний и общей культуры. Последнее проявляется и в величине затрат

времени работающего населения на чтение (см. диаграммы 6, 6а). Эти данные

показывает, что в Пскове работающее население тратит времени на чтение больше,

чем в Джексоне, за исключением женщин 50 лет и старше.


 

Однако для того, чтобы пролить некоторый свет на качественную сторону этих затрат

времени, необходимо обратиться к другим источникам. Американские социологи,

например, утверждают, что около 60% населения США читает в основном бульварную

литературу, а серьезную - лишь 10-15%. По данным спроса, проведенного

еженедельником "Сатердей ревью", 46% американцев "редко читают' или "никогда не

читают" книг с целью "повышения каким-либо образом своих знаний и образования".

Причем когда опрошенным предложили на выбор назвать ряд предметов, к которым

они проявляют сравнительно большой интерес, то литература оказалась на 10-м

(предпоследнем) месте, далеко позади кулинарии, украшения дома и особенно

религии, интерес к которой занял первое место.


Противоположную картину выявляют исследования, проводимые в Советском Союзе.

Так, например, уральские социологи доказывают, что не читающих или не

интересующихся художественной литературой среди молодежи практически нет.

Выписывали газеты и журналы 96,4% опрощенных. Изучение направленности

желаний при возможном увеличении свободного времени показало, что на первом

месте по проявляемому к ней интересу трудящихся оказалась художественная

литература, на последующих - кино, театры, выставки, музеи (6).


Примерно такую же картину дает проведенное ЦК ВЛКСМ социологическое

исследование в различных областях СССР.


Изучение затрат времени работающего населения на зрелища (посещения кино,

театров, концертов, музеев, выставок и т.п.) также показывает, что советские люди, и

особенно молодежь, в среднем значительно больше по сравнению с американцами

расходует времени на эти цели (диаграммы 7,7а).  Такие данные не случайны.

Результаты исследования, проведенного социологами Евой Мюллер и Геральдом

Гуриным в США, показали, что посещение театров, музеев, концертов и спектаклей

занимает у молодых людей последнее место, уступая даже такому роду

деятельности, как фотография.


 

Отчасти это объясняется широким распространением телевидения в Соединенным

Штатах. Так, например, почти 98% обследованных в г. Джексоне американских семей

имеют телевизоры. По-видимому, с этим связан и тот факт, что американцы мало

уделяют времени специально на слушание радиопередач (см. диаграммы 8, 8а). В то

же время, как видим из диаграмм 9,9а, молодые американцы затрачивают на

просмотр телепрограмм в 3-5 раз больше времени по сравнению со своими

советскими сверстниками. Причем с возрастом эти затраты увеличиваются и у

пожилых людей в возрасте 50 лет и выше составляют в среднем уже 2,3 часа за один

день недели. По свидетельству социологов,  типичный телезритель США проводит у

телевизора 3-5 чалов в сутки. Оценки этого в литературе самые противоречивые.

Иногда подобные факты представляют как свидетельство высокой степени

цивилизации и социального прогресса.



Однако наиболее вдумчивые буржуазные исследователи (например, Р. Мертон, П.

Лазарсфельд) признают, что средства массовых коммуникаций, особенно

телевидение, играют роль наиболее эффективных духовных наркотиков, уводящих

«среднего американца» от действительности в иллюзорный, подкрашенный

фантастический мир. Известно, что американские телепрограммы насыщены

пропагандой культа наживы и насилия. Как отмечает, например, Ч. Райт, в

американских телепередачах в течение недели каждые 6 минут показывались акты

насилия и угрозы насилия. Прогрессивная общественность США выражает

чрезвычайную тревогу по поводу того, что телевидение оказывает разлагающее

влияние на молодежь, способствуя росту в ее среде преступности и аморализма.


В СССР телевидение получило также весьма широкое распространение. Так, почти

50% обследованных жителей г. Пскова имеют телевизоры. Но содержание передач в

нашей стране, как известно, коренным образом отличается от содержания программ

буржуазного телевидения и имеет большое воспитательное значение. Однако и в

наших условиях чрезмерное увлечение просмотром телепередач может нанести

ущерб развитию личности.


Таким образом, данные международного обследования очень убедительно

показывают, что советские люди по сравнению с американцами в общем и целом

гораздо рациональнее и содержательнее используют свое свободное время. В этом

ярко проявляются преимущества нашего социально-экономического строя, нашего

образа жизни перед строем капиталистическим и перед пресловутым «американским

образом жизни», усиленно сегодня пропагандируемым и навязываемым народам

империалистами США.


Показывая наши неоспоримые успехи в социальном прогрессе, которые отражаются в

бюджетах времени населения, не надо, однако, обходить и те недостатки в

использовании свободного времени и в организации досуга советских людей, которые

выявляет сравнительный анализ данных международного обследования.  Так,

например, американцы значительно больше по сравнению с нами расходуют времени

на «общение с людьми» (посещение с друзьями, знакомыми и родственниками кафе,

баров, ресторанов, прием и хождение в гости). В этом факте отражаются наши

недостатки в организации досуга трудящихся. Как замечает начальник управления

милиции Ленинграда Ю.Лукьянов, мы совсем не учитываем, или учитываем очень

плохо потребность людей общаться друг с другом на досуге, с друзьями в небольшом

интимном кругу. Об этом же говорил на конференции «Молодежь и социализм»

профессор А.Г. Харчев, отмечая, что у нас еще мало учреждений, которые призваны

быть организаторами досуга, - клубов, кафе и т.п. Следует с ним согласиться, что нам

надо шире использовать опыт социалистических стран по организации так

называемого неформального общения молодежи (7).


 Оказывается также, что псковитяне в среднем значительно меньше, чем жители

Джексона, тратят времени на физкультуру и спорт. Этот факт обращает внимание на

необходимость расширения рядов физкультурников за счет вовлечения населения

старших возрастов, и особенно женщин.


Известное недоумение могут вызвать цифры, показывающие, что у нас в среднем

затраты на общественную деятельность меньше, чем у американцев. Отчасти это

объясняется тем, что затраты на отправление религиозных обрядов оказались в

одной статье с различными видами общественной деятельности. Вместе с тем за

данными цифрами скрывается и тот факт, что мы еще слабо вовлекаем трудящихся в

активную общественную деятельность. Например, исследования, проведенные

Институтом экономики и организации промышленного производства СО АН СССР

совместно с Красноярским крайкомом КПСС, показали, что среди обследованных

рабочих края около 50% в течение недели не имели затрат времени на эти цели. По

данным исследований уральских социологов, из обследованных молодых рабочих

участвуют в общественной деятельности реже, чем раз в месяц 21%, а 33,4% -

практически совсем в ней не участвуют (8).  При этом результаты социологических

исследований, проведенных в Сибири и на Урале, говорят о том, что численно

небольшая часть активистов имеет много (иногда более 15) постоянных поручений и

чрезвычайно перегружена общественной работой.


Из сказанного следует вывод о необходимости серьезного улучшения работы наших

общественных организаций по все более широкому вовлечению трудящихся в

общественные дела и по активизации самодеятельности масс.


Результаты международного обследования показывают также, что, критикуя

современный капитализм, нельзя ограничиваться простым, дедукцированием

суждений из общих положений классиков марксизма- ленинизма. В частности, при

рассмотрении проблемы свободного времени трудящихся в капиталистических

странах необходим конкретный анализ и самостоятельное теоретическое

осмысливание новых эмпирических данных. Факты говорят о том, что сегодня

работающее население США располагает довольно значительной величиной

свободного времени. Задача пропагандиста, следовательно, состоит вовсе не в

голословном его отрицании, а в том, чтобы вскрыть антагонистические противоречия

в характере использования свободного времени, обусловленные природой

капиталистического строя, разоблачить те эгоистические, антигуманистические цели,

которые преследует буржуазия, "заботясь" о досуге трудящихся. В решении ее

большую помощь нам может оказать изучение фактических материалов, вольных и

невольных признаний, содержащихся в трудах буржуазных исследователей.

Американский социолог Макс Каплан, например, в  своей книге "Досуг в Америке"

обнажил те основные мотивы, которыми руководствуется буржуазное государство в

своем стремлении организовать и "упорядочить" свободное время населения:


        1) государству нужны денежные доходы от досуга;


        2) государству нужны физически развитые люди для армии;


        3) досуг должен использоваться для воспитания граждан в духе


        приверженности к капиталистическому строю (9).


Предприниматели, кроме этого, считают необходимым обеспечить такую организацию

досуга, которая бы способствовала воспитанию у трудящихся положительного

отношения и интереса к работе, отвлекала его от практических задач классовой

борьбы. Именно этим задачам и подчинена так называемая "массовая культура",

которая преподносится и навязывается трудящимся всей системой массовых

коммуникаций в качестве суррогата подлинных культурных ценностей. Захватить

внимание рядового американца, заключить его сознание стандартизованным - в

нужном капиталу направлении - кругом представлений, привычек, вкусов, желаний и

стремлений, увести человека от действительных своих интересов и задач в мир

 иллюзорных интересов и целей - вот в чем состоит основная социальная функция

этой культуры. Рядовой американец становится жертвой "рационализированного

комфорта", пропагандируемого еженедельными журналами, "которые побуждают нас

смотреть, как учит «Лукк» ("Взгляд"), жить, как учит "Лайф" ("Жизнь"), проводить

время, как учит "Тайм" ("Время"), добиваться счастья, как учит "Форчун" ("Счастье"), но

никогда не побуждают Думать" (10).


Таким образом, по-видимому, следует сделать вывод, что     в современных     условиях    

капитал     уже не      в     силах     полностью     отбирать     у  трудящихся     их     

свободное      время,  но     он    "теперь     делает      все,      чтобы   брать      это     время    

под     свой     контроль, добиваться,     чтобы     использовалось оно     в     соответствии    

с     интересами господствующего     класса.     Разоблачая ухищрения капитала,

используемые им сегодня в целях овладения досугом трудящихся, следует одновременно

показывать лучший опыт социалистической организации досуга как наиболее рациональной

и отвечающей истинным потребностям Человека.

 Ссылки:

1)      В данной статье использованы   материалы международного обследования

бюджетов времени городского населения, в руководстве которым приминаем участие

зав. Сектором социальных проблем рабочего и внерабочего времени Института

экономики и организации промышленного производства СО АН СССР докт. эк. Наук

В.Д. Патрушев.

2)      Ф.С. Кукушкин. Коммунистический труд. «Знание», М., 1960, стр. 25.

3)      См. Б.Г.Байкова, А.С.Дучал, А.Д.Земцов. Свободное время и всестороннее

развитие личности. "Мысль", №.,  1965, стр.36-37.

4)      К.Маркс. "Капитал", т.1, Госполитиздат, 1955, стр.270.

5)      В основу сравнительного обследования бюджетов времени взята методика,

разработанная Институтом экономики и организации промышленного производства

СО АН СССР.

6)      Свердловский обком ВЛКСМ, УФАН СССР. Сб. "Молодежь: труд, учеба, досуг.

Социологические исследования». Свердловск, 1967 стр.229-238, 329.

7)      См. «Известия», 27 мая 1967 г., «Комсомольская правда», 19 мая 1967 г.

8)      "Молодежь: труд, учеба, досуг", Свердловск, 1967, стр.231.

9)      См. "Молодежь: труд, учеба, досуг". Свердловск, 1967, стр. 238.

10)   9.l. Horowitz, «Sociological and Ideological   Conceptious of' Industrial

Development»,  The american Journal of economics and Sociology . Vol.. 23, Nо. 4

October, 1964, p.368.

 

 

Comments