Власть - под общественный контроль!

ВЛАСТЬ - ПОД

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ!


Жители Новосибирска видят, как муниципальные власти нашего города игнорируют или подавляют любую инициативу граждан; на обращения и требования граждан отвечают не по существу поставленных вопросов. Предложения и протесты граждан не хотят слышать ни  избранные депутаты, ни мэрия  Новосибирска.


Независимые кандидаты

Мы создали Общественную организацию «Народный контроль и порядок» и подготовили и выдвинули 14 кандидатов в депутаты Совета депутатов города Новосибирска, 13 из которых были зарегистрированы. Это в основном  кандидаты, не принадлежащие ни к одной партии. За последнее время по предложению членов нашей инициативной группы были проведены областные публичные слушания «Экономика здравого смысла», инициирована попытка провести городской референдум под названием «Народный контроль и порядок», члены нашей группы активно участвовали в защите прав детей, не посещающих дошкольные учреждения, в защите  парков, скверов и лесов от вырубки и уничтожения, помогали гражданам города защищать свои права в сфере ЖКХ и создавать ТСЖ. Мы готовы продолжить свою работу в организации защиты прав граждан, обладая уже депутатскими полномочиями. Это позволит решить следующие задачи.

Самая главная из которых – изменить отношения людей и власти.


Права — органам самоуправления


Мы идем в Совет депутатов города Новосибирска (далее Городской Совет), чтобы в полном соответствии с Законом о местном самоуправлении передать ТОСам (органам территориального общественного самоуправления) большую часть прав Городского Совета, при этом оставить Городскому Совету и Мэрии только часть общих задач, которые  решат  передать  им  ТОСы.  При этом, бюджет ТОСов возрастет не менее чем в 100 раз. Так, годовой бюджет ТОСа «Нижняя Ельцовка», по нашим оценкам, может составлять не менее 100 млн. рублей.

Вернуть  гражданам право на референдум, которого фактически они лишены.

И здесь нужно отметить, что для жителей Советского района это, может быть, единственный путь, с помощью которого гражданам района смогут поставить под контроль тарифы и услуги ГУП ЖКХ. Расчет  на то, что СО РАН контролирует данную монопольную в районе организацию, и она будет решать задачи, исходя из интересов граждан района, маловероятен. Во-первых, это коммерческая структура,  и она свою прибыль никогда не упустит. Во-вторых, в ближайшее время данная организация фактически выйдет из подчинения СО РАН.

Кроме этого, Сибирское отделение РАН при развитии органов самоуправления в рамках закона может  «де факто»  получить статус особой  экономической зоны, используя Закон о местном самоуправлении. Поэтому СО РАН должно быть кровно заинтересовано в развитии общественного самоуправления на территории Советского района.

 

Дать право гражданам создавать законы

 

Сейчас многие вопросы, требующие решения, депутаты просто не выносят на сессию, как это недавно произошло с ежемесячными детскими компенсациями на детей, не посещающих дошкольные учреждения. У граждан есть законное право предложить рассмотреть такие вопросы на сессиях и заседаниях мэрии, но депутаты Городского Совета в 2005 году утвердили положение о правотворческой инициативе граждан, по которому невозможно проявить такую инициативу. Блок граждан «Народный контроль и порядок», в случае избрания наших депутатов в Городской Совет, восстановит права граждан города Новосибирска на  правотворческую инициативу. Так, уже 100 человек, проведя собрание инициативной группы, смогут вынести волнующие их вопросы напрямую как на сессию городского Совета, так и на заседание мэрии города Новосибирска.

 

Практическая реализация прав

В настоящее время публичные слушания проводятся мэрий только в тех случаях, когда они предписаны федеральным законом. Но слушания могут проводиться и по другим волнующим граждан вопросам. Но даже в тех случаях, когда они проводятся,  они проходят в рабочее время, что делает невозможным участие в них многих людей. Эти слушания проходят при недостаточном оповещении людей. Комиссия мэрии при подведении итогов публичных слушаний игнорирует неудобные ей предложения граждан. В случае противоречия интересов людей и решений, которые проталкивают чиновники, получается по известному принципу: кто матч судит, тот в нем и побеждает. Мы неоднократно это наблюдали, например, при обсуждении проектов Генерального плана и Положения о застройке Новосибирска.

Мы будем добиваться внесения изменения в Положение о публичных слушаниях с тем, чтобы их проще было инициировать самим жителям города Новосибирска. В этом случае, согласно российскому законодательству, инициаторы из числа жителей организуют их проведение. Кроме того, независимо от того, кто инициирует публичные слушания,  участие в них должно быть удобно людям, а не чиновникам. Разумеется, мы понимаем, что местные вопросы интересны далеко не всем, и никто не питает иллюзий, что указанными формами участия в местном самоуправлении будут пользоваться все жители нашего города. Вопрос в другом: люди активные, люди, которых непосредственно касаются решения местной власти, должны иметь возможность заявить свою позицию.   

По принципиальным вопросам, касающимся интересов жителей города, должен проводиться предусмотренный федеральным законом местный референдум.


Муниципальные учреждения и предприятия - под контроль

Незадолго до окончания срока полномочий предыдущий созыв Городского Совета лишил сам себя и депутатов последующего созыва возможности непосредственно осуществлять контроль  деятельности городских предприятий и учреждений. Данное право Городского Совета  необходимо восстановить. Только благодаря наличию жесткого контроля, городские учреждения здравоохранения сейчас работают куда более удовлетворительным образом, чем большинство ведомственных, хотя изначально (на момент начала так называемых реформ) первые находились в  более плачевном состоянии.

Поставить под контроль работу муниципальных предприятий и учреждений, которые имеют особое значение для горожан (например, тарифы Горводоканала, метрополитена), и тех, работа которых вызывает сомнения у граждан (так, у зоозащитников вызывает сомнения работа “Новосибирского центра по проблемам домашних животных”, который уничтожает подавляющее большинство отловленных животных).


Чиновников, сотрудников МВД, ответственных госслужащих 

при назначении на должность проверять на детекторе лжи

К сожалению, механизмы коррупции в нашем государстве проникли так глубоко, что многие чиновники свои деяния даже не считают коррупцией. Если во многих странах для оценки деятельности чиновников существуют критерии не только профессиональные, но и нравственные, а в нашем государстве, к сожалению, понятия «нравственность», «справедливость», «честность» выброшены, то  только демократическими методами нам власть под контроль не поставить.  Этот процесс может затянуться не на годы, а на десятилетия. С другой стороны, на сегодня технические возможности «детекторов лжи» настолько широко развиты и дают высокие результаты, что необходимо для многих должностей в обязательном порядке использовать детектор лжи для оценки нравственных качеств претендентов на эти должности.


Изменить культуру взаимодействия депутатов и граждан


Для того, чтобы на практике учитывалось мнение людей при голосовании на сессиях Городского Совета, депутат должен ежемесячно (сессии проводятся раз в месяц) встречаться с жителями округа для обсуждения вопросов, вносимых на ближайшую сессию. Конечно же, люди должны иметь  возможность ознакомиться с вопросами повестки дня очередной сессии. Также необходимо ввести практику депутатского отчета не раз в пять лет, а ежемесячно, по каждой сессии.

Такие встречи с избирателями вполне реальны. Практика показывает, что все 25 000 – 30 000 тысяч избирателей, конечно же, не придут, но придут те немногие, кого предстоящие решения либо непосредственно касаются, либо кто специально интересовался соответствующими вопросами. Польза общения с такими людьми для депутата очевидна.

Есть все основания полагать, что такая система принятия решений наконец-то сделает власть ответственной перед своим народом. И тогда мы вернем себе Россию!

Лобарев И.В.,

председатель Новосибирской областной общественной организации “Народный контроль и порядок”.   

 

Comments