О государстве 7

Энциклопедический словарь

«Конституционное право России»

 

РЕГИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВОгосударство, в котором обеспечивается конституционное признание и гарантирование региональной (территориальной) автономии. Р.г. создается при условии осуществления политико-территориальной региональной реформы, в результате которой территория унитарного целостного государства подразделяется на крупные административно-территориальные единицы с предоставлением им самостоятельности в политической и законодательной сферах, а также права на самоорганизацию. Соответственно региональным является государство, в котором гарантирована политическая самостоятельность территориальной автономии. Являясь следствием регионализации, Р.г., в отличие от федеративного государства, образуется на иных принципах. Оно создается путем преобразования унитарного государства, при непосредственном и решающем участии центральной власти этого государства. К признакам Р.г. относятся: 1) право территориальной автономии законодательствовать, т.е. принимать в пределах своей компетенции законы. При этом в условиях Р.г. автономиям не предоставляются учредительные полномочия. Хотя органы власти и принимают акт (устав), сходный с конституцией, тем не менее он утверждается решением общенационального парламента; 2) разграничение полномочий между центральной властью (центром) и автономиями (регионами).

При этом применяемый в федеративных государствах принцип резервирования остаточной компетенции за регионами не применяется (остаточная компетенция остается за центром); 3) предоставление разным регионам различной степени автономии, т.е. признание за ними юридического неравноправия; 4) осуществление контроля за деятельностью региональных органов власти органами конституционного уровня — Конституционным судом, правительством и др.; 5) отсутствие представительства регионов в верхней палате парламента, невозможность участия в пересмотре конституции страны, отсутствие полномочий в сфере судоустройства.

(В.Ч.)

 

Большой юридический словарь

 

ЮРИСДИКЦИЯ ГОСУДАРСТВАправа судебных и административных органов государства по рассмотрению и разрешению дел в соответствии с их компетенцией. В международном праве различают территориальную и личную (национальную) юрисдикцию. Под территориальной понимается такая Ю. г., которая осуществляется в пределах определенной территории. В пределах своей территории государство осуществляет полную юрисдикцию, за исключением тех случаев, когда соответствующими международными соглашениями предусматривается иное. Личная (национальная) юрисдикция осуществляется государством в отношении своих граждан, находящихся за пределами его территории, напр., в открытом море, в Антарктике, в космическом пространстве. В случаях, предусмотренных национальным законодательством, Ю. г. может распространяться на граждан этого государства и тогда, когда они находятся на иностранной территории, но осуществляться эта юрисдикция может только на территории своего государства, если иное не предусмотрено международным соглашением.

Материалы предоставлены издательским домом «ИНФРА-М»

Энциклопедический словарь

«Конституция Российской Федерации»

 

Правовое государство - демократическое государство, организация и деятельность которого, всех его органов, должностных лиц основаны на праве и связаны с ним. Лозунг правового государства возник еще в борьбе против произвола абсолютных монархов. Однако в большинстве европейских стран на уровень конституционного принципа он был возведен в XX в., приобретя особенно важное звучание в его второй половине как реакция на горький опыт тоталитарных режимов. Требования правовой государственности таковы: гарантированность в стране прав и свобод человека и гражданина на уровне международных стандартов; верховенство конституции и принципа законности; демократическая форма правления; разделение властей и, в частности, независимость судебной власти; взаимная ответственность государства и гражданина. Поскольку понятие правовое государство исходит из идеи подчинения государства праву, а подавляющее большинство его норм создается или санкционируется государством, то принципиальное значение имеет вопрос о характере самого права: соответствует ли оно принципам равноправия, демократии, социальной справедливости, гуманизма и другим общечеловеческим ценностям.

Социалистическая идеология и практика отрицательно относились к правовому государству, поскольку государственная власть рассматривалась как стоящая над правом и законом и даже как власть (диктатура пролетариата), не ограниченная законом. Только в конце 80-х гг., в период перестройки, была выдвинута идея о необходимости формирования в стране правовой государственности.

Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством (статья 1, часть 1). Свое развитие это положение находит в нормах о свободах и правах человека и гражданина, в предусмотренных Конституцией демократических принципах и институтах, в верховенстве Конституции и прямом действии конституционных норм и др. Однако формирование правового государства — сложный процесс, который связан с необходимостью преодоления прочных стереотипов правового нигилизма, повышения правовой культуры государственного управления на всех его уровнях, совершенствования судебной системы и с рядом других факторов политического и правового характера.

Материалы предоставлены проектом Рубрикон.

Энциклопедический словарь «Конституция Российской Федерации»

 

Глава государства - должностное лицо, занимающее высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство государства внутри страны и в международных отношениях. В подавляющем большинстве стран глава государства — единоличный институт. Исключение составляют Швейцария (Федеральный совет из семи членов, избираемых парламентом) и Объединенные Арабские Эмираты (Высший совет федерации, состоящий из семи эмиров — правителей субъектов федерации). В монархиях глава государства — монарх (король, император, эмир, султан), в республиках — выборный президент. Имеет черты сходства с монархической формой и пожизненное президентство, существующее в некоторых странах.

В большинстве государств пост главы государства замещается путем выборов. Лицо, избранное на этот пост, как правило, не может сочетать его с руководством политической партией и принимать участие в деятельности ее руководящих органов (принцип нейтральности главы государства). Избранный глава государства не может быть отозван избирателями, отрешен от должности парламентом или коллегией, которые избрали его, путем выражения ему вотума недоверия. Для отрешения главы государства возможен лишь один способ — весьма сложная процедура отрешения от должности президента (так называемый импичмент). В этой связи иногда говорят о политической неответственности главы государства.

Если сравнить полномочия главы государства при трех наиболее распространенных формах правления (конституционная монархия, парламентская республика, республика президентского типа), то они внешне достаточно схожи и обширны. Глава государства назначает премьер-министра и членов правительства, высших гражданских должностных лиц; участвует в правотворческом процессе (промульгация, право вето); он является главнокомандующим вооруженными силами, объявляет военное, осадное и чрезвычайное положение; ведет переговоры и заключает международные договоры и соглашения; созывает сессии парламента и распускает его (в некоторых странах назначает часть его членов, обычно верхней палаты), назначает выборы и референдум; награждает орденами и медалями; осуществляет право помилования. Однако круг этих полномочий, реальность их осуществления самим главой государства зависят от формы правления. В парламентарных монархиях и республиках большинство предоставляемых главе государства конституционных полномочий осуществляются не им, а от его имени правительством. Монарх или президент, как говорят, царствует, но не управляет. В республиках президентского типа глава государства самостоятельно осуществляет обширные полномочия, которыми наделяет его конституция. В полупрезидентской республике часть этих полномочий он осуществляет с участием парламента и правительства. Но в целом и в полупрезидентской республике глава государства — ключевой институт системы государственной власти.

Ранее действовавшие конституции РСФСР не предусматривали института главы государства; его функции осуществлял Президиум Верховного Совета РСФСР. Первым шагом к учреждению поста президента как единоличного главы государства явилась принятая в 1989 г. поправка к Конституции РСФСР 1978 г., которая установила двойной статус Председателя Верховного Совета. С одной стороны, он объявлялся высшим должностным лицом, представлявшим РСФСР внутри страны и в международных отношениях (в этом качестве он наделялся полномочиями, обычно принадлежащими главе государства); с другой — как Председатель Верховного Совета — он обладал полномочиями по руководству деятельностью Верховного Совета. Такой достаточно редкий двойственный статус Председателя Верховного Совета просуществовал недолго. В июне 1991 г. впервые в истории России был всенародно избран Президент РФ, который, как это четко фиксирует Конституция 1993 г., является главой государства. Конституция 1993 г. существенно изменила положение и роль Президента в системе власти, наделив главу государства широкими полномочиями. См. также Президент.

Институт главы государства предусмотрен и конституциями республик в составе Российской Федерации. В большинстве из них глава республики — избираемый населением президент, в некоторых — председатель представительного органа власти.

Материалы предоставлены проектом Рубрикон.

Продолжение на стр. 8.

Comments