О государстве 4

Большой юридический словарь

ГОСУДАРСТВО1) в теории права — определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий — механизм Г., его аппарат;

2) понятие, под которым в конституционном праве подразумевается совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации (иной территориально-политической единицы) с местными агентами (представителями) этих органов (префектами, комиссарами и т. п.);

3) как субъект международного права — основной участник международных отношений. Г. как субъект международного права включает в себя Г. как политическую организацию власти и население, которым принадлежит определенная территория. На международной арене Г. как политическая организация власти, особенно в лице его высших органов, выступает в качестве официального представителя Г. как субъект международного права. Основным характеризующим качеством Г. как субъекта международного права является суверенитет.

Материалы предоставлены издательским домом «ИНФРА-М»

Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура

Государствосовокупность институтов управления (в узком смысле) и организация оседлого населения, занимающая определенную территорию и подчиняющаяся одной и той же власти. Государство без общества (см.) не существует. Они находятся в непрерывном взаимодействии. Это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Это центральный институт власти (см.) в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики (см.). Поэтому и в теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три явления: государство, власть и политика вполне естественно отождествляются.

Большая советская энциклопедия

Ответственность государства

международно-правовая, правовые последствия, которые наступают в результате нарушения государством норм международного права или международных обязательств (см. также Деликт). О. г. может возникнуть в результате неправомерных действий самого государства (например, нарушение неприкосновенности иностранного дипломатического представителя), неправомерного бездействия или упущения, т. е. непринятия государством мер, которые оно должно было бы принять для выполнения своих международных обязательств (например, нарушение обязанности обеспечить безопасность иностранного дипломатического представителя). Кроме того, государство несёт ответственность за неправомерные действия или упущения всех своих органов, а также физических лиц (собственных граждан и иностранцев), совершённые на его территории. Однако ответственность государства за действия физических лиц наступает только в том случае, если органы государства не выполнили своих обязанностей по предотвращению и наказанию неправомерных действий.

Наиболее серьёзную ответственность государство несёт за действия, составляющие международные преступления, за преступления, создающие угрозу международному миру и безопасности (апартеид, пропаганда войны и др.). Важной чертой современного международного права является то, что оно предусматривает ответственность за агрессию. Поскольку в международных отношениях нет судебной инстанции, которая могла бы рассматривать в обязательном порядке споры между государствами, непосредственные переговоры между заинтересованными сторонами и др. способы мирного разрешения споров играют важную роль в установлении ответственности, её форм и объёма.

В современном международном праве принято различать О. г. политическую (применение международных санкций и предоставление удовлетворения потерпевшему государству) и материальную (репарации и реституции). При простом правонарушении, наносящем ущерб отдельному государству или группе государств, государство-правонарушитель обязано возместить нанесённый ущерб или предоставить удовлетворение (в форме выражения сожаления, извинения, наказания виновных, оказания почестей потерпевшему государству, уплаты компенсации пострадавшим должностным лицам и гражданам и т.д.). Разногласия по поводу формы и объёма ответственности подлежат урегулированию мирными средствами, предусмотренными Уставом ООН. Наиболее часто в таких случаях применяется арбитраж, возможно также рассмотрение споров Международным судом ООН, в компетенцию которого входит определение характера и размера возмещения, причитающегося за нарушение международных обязательств.

Если государство-правонарушитель отказывается от исполнения мер возмещения или удовлетворения, не соглашается на мирное урегулирование разногласий или не выполняет вступившего в законную силу решения компетентного международного органа, могут быть применены соответствующие международные санкции. При наиболее тяжких международных деликтах, международных преступлениях, посягающих на коренные основы международного общения и наносящих ущерб всему международному сообществу государств, к государству-правонарушителю должны быть немедленно применены санкции, предусмотренные Уставом ООН (т. н. принудительные меры по Уставу ООН). Международные санкции могут применяться для пресечения актов агрессии и восстановления международного мира и безопасности только по решению Совета Безопасности ООН.

Материалы предоставлены проектом Рубрикон

Продолжение на стр. 5.

Comments