О государстве 10

Малый энциклопедический словарь

Брокгауза и Ефрона

Союзное государство и Союз государств, два типа сложного государства. Союз государств или конфедерация, есть соединение нескольких государств, сохраняющих свою полную самостоятельность, для какой-нибудь одной общей цели, преимущественно для общей обороны, и имеющего один постоянный общий орган, состоящий из представителей членов С., но каждый член С. сохраняет свой суверенитет, свое особое законодательство, войско и проч. Таким союзом государств был Германский союз 1815-66; 13 североамерик. колоний в 1777 г. образовали конфедерацию, которая 1783 преобразована в федерацию или Союзное государство. Центральный орган Союза государств не облечен принудительной исполнительной властью. Конфедерации обыкновенно или преобразуются в более тесную и прочную государственную форму федерацию или Союзное государство. В федерации каждое государство также сохраняет свою автономию, но имеется ряд объединяющих государственных институтов: законодательное собрание для общесоюзных дел, общая армия, флот. общие финансы. Таковы Германская империя, Северо-Американские Соединен. Штаты.

Материалы предоставлены компанией Новый Диск

Энциклопедический словарь

«Конституционное право России»

 

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО (от лат. "federatio" — союз) — объединение двух или нескольких государственно-территориальных (или национальных) образований (штатов, земель, краев, областей, республик и т.п.) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Ф.г. — достаточно распространенная форма государственно-территориального устройства. Семь из восьми крупнейших государств мира имеют федеративное устройство. Их общая территория охватывает половину всей площади Земли, а население превышает 1,5 млрд. человек. Всего в мире насчитывается 24 Ф.г., занимающих 51,8% поверхности Земли, жители которых составляют 39% мирового населения. Среди них два крупных североамериканских государства — США и Канада, европейские — ФРГ, Австрия, Швейцария, Бельгия, ряд государств Афро-Азиатского региона (Индия, Танзания, Объединенные Арабские Эмираты, Папуа — Новая Гвинея и др.).

Все Ф.г. характеризуются следующими юридическими признаками: 1) двухуровневой системой органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации). Федерализм изначально опирается на строгое двухуровневое разделение властей и полномочий. По этой причине различные уровни власти должны иметь свои ключевые органы и располагать определенными финансовыми средствами, достаточными для осуществления своих задач; 2) наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации; 3) принципом бикамерализма в построении союзного парламента (двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат, как правило верхняя, представляет интересы субъектов федерации); 4) верховенством федерального права; 5) непризнанием за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками); 6) финансовой зависимостью субъектов федерации от федеральной власти (субъекты лишены реальной финансовой власти: права чеканить монету, права эмиссии банковских билетов и других денежных знаков), посредством которой создается механизм подчинения себе центральной властью субъектов федерации; 7) принципом двойного гражданства; 8) отсутствием у субъектов федерации права сецессии, т.е. выхода из состава федерации. Такое право за субъектом федерации не признает ни одна из современных конституций Ф.г. Более того, предпринимавшиеся когда-либо попытки сецессии подавлялись силой оружия. Подобное имело место в 1861—1865 гг. в США в ходе Гражданской войны Севера и Юга, когда силой оружия 11 штатов были "возвращены" в состав федерации; в 1847 г. — в Швейцарии; сравнительно недавно — в Нигерии, в некоторых штатах Индии. В то же время в 1965 г. мирно из состава Малайзии вышел Сингапур; в 1971 г. от Индии отделился Восточный Пакистан, образовав государство Бангладеш; таким же способом распалась Чехословацкая Социалистическая Федеративная Республика. Крайне болезненно сецессия протекала в бывшей Социалистической Федеративной Республике Югославии.

От федерации необходимо отличать унитарные государства с элементами политической автономии, децентрализованное государство, иные виды образований, использующих принципы федерализма. К таким образованиям относятся: конфедерация, отличающаяся от федерации более высокой степенью концентрации власти не на уровне центрального правительства, а на уровне составляющих федерацию частей. В федерации составляющие ее части отказываются от собственного суверенитета по ряду вопросов (международные отношения, оборона и др.); в конфедерации государства-члены сохраняют большую независимость и делегируют значительно меньше власти центральным органам управления. Более слабым (по сравнению с конфедерацией) образованием с обладающим минимальной властью центром и государствами-членами, оставляющими за собой широкий суверенитет, является лига, создаваемая с очень ограниченными целями. Ситуация, при которой два государства совместно осуществляют контроль над третьим, предоставляя последнему определенную степень автономии, именуется кондоминиумом (например, Андорра, находящаяся под совместным контролем Франции и Испании).

На федеративный характер современного Российского государства указывают следующие его юридические признаки: территория РФ состоит из территорий субъектов Федерации, которые представляют собой ограниченно правоспособные государственные образования, обладающие определенной учредительной властью; компетенция между Федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной Конституцией; верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам; субъекты Федерации обладают правом принятия собственной конституции (устава), имеют свои высшие законодательные и исполнительные органы; в России существует единое гражданство; в российском парламенте имеется палата, представляющая интересы субъектов Федерации (Совет Федерации); внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти, которые официально представляют РФ в межгосударственных отношениях.

 

 

Словарь «Война и мир в терминах

и определениях»

            ГОСУДАРСТВО - политически организованное общество, имеющее систему органов и учреждений политической власти, правовых норм и экономических связей, а также суверенную территорию.

       Основные типы государств: по социальному признаку – рабовладельческое, феодальное, социалистическое, капиталистическое; по экономическому признаку: аграрное, индустриальное, постиндустриальное; по форме правления – республика (парламентская или президентская), монархия (абсолютная или конституционная); по характеру внутренних связей и форме государственного устройства – унитарное, имперское, федеративное или конфедеративное.

       Согласно классическому определению Макса Вебера, государство представляет собой системы отношений господства/подчинения, опирающихся на легитимное насилие. Государство монополизирует легитимное насилие. Условием эффективности и авторитета государства является способность государственной власти реально обеспечить безопасность, свободу и достоинство граждан, проявляя необходимую политическую волю. Наличие такой воли составляет основу для единства нации и патриотизма граждан.

             Иногда термин "государство" ошибочно подменяется термином "страна". Таким образом смешиваются политический и культурно-исторический статус территории. Границы страны определенны неточно и могут не совпадать с границами государства. До 1871 г. Германия как страна состояла из множества государств, в 1949-1989 – из двух государств. В XIX веке Российская империя вышла за пределы страны, а сегодняшнее государство Россия (Российская Федерация) не охватывает всей страны Россия – пространства, культурно и хозяйственно освоенного русским народом.

Материалы предоставлены официальным сайтом Война-и-мир.ру

 

Энциклопедический словарь

«Конституция Российской Федерации»

 ГРАЖДАНСТВО - ГРАЖДАНИН -устойчивая правовая связь человека с государством, принадлежность человека к государству, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Служит предпосылкой и основой правового статуса гражданина. Предоставляя человеку гражданство, государство берет на себя обязательство обеспечить реализацию в полном объеме его прав и свобод, защиту и покровительство за пределами страны.

Всеобщая Декларация прав человека ООН 1948 г. провозглашает право каждого человека на гражданство и его нерушимость — никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Соответствующие положения закреплены Конституцией РФ и Законом о гражданстве Российской Федерации 1992 г.

В любом государстве независимо от формы его государственного устройства гражданство является единым. Этот принцип особенно важен для государств с федеративным устройством. Принцип единства российского гражданства закреплен Конституцией РФ (статья 6, часть 1). Согласно статье 2 Закона, граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе федерации, одновременно являются гражданами этой республики. В конституциях некоторых республик это правило выражено иным образом: гражданин данной республики является одновременно гражданином Российской Федерации.

Наряду с определением гражданства Российской Федерации как единого равного Конституция РФ гарантирует также его неотъемлемый характер. Согласно части 3 статьи 6, гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (как известно, лишение гражданства неугодных лиц практиковалось в бывшем СССР). Гражданин не может быть выслан из страны. После распада СССР гражданами РФ были признаны все его бывшие граждане, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве РФ (6 февраля 1992 г.), если они в течение одного года не заявили о своем нежелании состоять в российском гражданстве. Гражданами РФ становятся и все те, кто выехал за пределы России до 6 февраля 1992 г. (то есть даты вступления в силу Закона о гражданстве РФ), а затем возвратился на постоянное жительство в Россию; это правило не действует лишь в отношении тех, кто после выезда отказался от российского гражданства (Указ Президента РФ от 24 октября 1994 г. “О некоторых вопросах реализации Закона РФ о гражданстве РФ”). Для граждан бывшего СССР, пребывающих за пределами РФ, но желающих стать ее гражданами, установлен упрощенный порядок приема в гражданство РФ, для чего Конституция РФ допускает двойное гражданство (приобретение его может быть затруднено правилами, установленными в стране пребывания). В зависимости от основания приобретения гражданства различают два его основных вида: гражданство по рождению и гражданство по натурализации. Гражданство по рождению автоматически приобретают лица, родители которых являются гражданами данного государства (принцип крови), или лица, родившиеся на его территории (принцип почвы). Гражданство по натурализации приобретается путем приема в гражданство по ходатайству человека о предоставлении ему гражданства данной страны.

В ряде стран различия в основаниях приобретения гражданства определяют различия в правовом статусе граждан. Например, только граждане по рождению могут быть избраны главой государства, граждане по натурализации лишаются на длительные сроки после приема в гражданство пассивного избирательного права. Конституция РФ в части 1 статьи 6 закрепляет принцип равного гражданства — все российские граждане независимо от оснований приобретения гражданства обладают равными правами и обязанностями.

Заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой автоматического изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в браке или усыновленных детей. Ребенок, родители которого на момент его рождения являются гражданами РФ, также признается таковым независимо от места рождения. Если у родителей разное гражданство, то вопрос о гражданстве ребенка определяется письменным соглашением родителей.

Никто не может быть принужден оставаться гражданином государства, если он этого не хочет. Лишь в двух случаях Закон РФ отказывает в таком праве: после получения повестки о призыве на военную службу (и до ее окончания) и при привлечении лица в качестве обвиняемого по уголовному делу или при наличии уже состоявшегося обвинительного приговора суда.

Кроме выхода, возможны и другие основания прекращения гражданства РФ (они могут быть, например, связаны с международными договорами, предусматривающими изменение границ). Подробно процедуры по приобретению гражданства РФ и выхода из него (необходимая документация, куда она должна быть представлена и т.п.) регламентированы Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации в редакции Указа Президента РФ от 23 декабря 1993 г.

Материалы предоставлены проектом Рубрикон

Безопасность: теория, парадигма,

концепция, культура

Жизненно важные интересы личности, общества и государствасовокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития каждого гражданина, общества и государства (см.). Это часть национальных интересов, без реализации которых невозможно обеспечить стабильное состояние государства и общества, а также нормальное развитие страны как независимого субъекта международных отношений. Другие интересы, не связанные с проблемой выживания, имеют второстепенное значение.

 

Большой юридический словарь

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВОв конституционном праве характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам и подзаконным актам, разделение властей и институт ответственности власти как организационная основа правового государства, независимость суда, приоритет норм международного права над нормами национального права. РФ провозглашается П. г. в ст. 1 Конституции РФ. П. г. является также одной из центральных категорий современных демократических теорий права.

Материалы предоставлены издательским домом «ИНФРА-М»

 

Современный экономический словарь

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КАЗНАЧЕЙСКИЕ — размещаемые на добровольной основе государственные ценные бумаги на предъявителя, удостоверяющие внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающие право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими бумагами. Государственные казначейские обязательства могут быть выставлены на биржевые торги.

Материалы предоставлены издательским домом «ИНФРА-М»

Энциклопедический словарь

«Конституционное право России»

ГОСУДАРСТВОуниверсальная суверенная организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом (организованной силой) и необходимыми ресурсами для эффективного и легитимного воздействия на это общество в целях обеспечения его интеграции и достижения в нем социального мира. Социальное предназначение Г. как раз и заключается в том, что оно есть такой общественный институт, который всецело призван служить обществу. Г. — это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. Это фактически первая планомерно функционирующая организация, оказывавшая и оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидов, социальных групп и всего общества. Всякое Г. характеризуют: 1) наличие публичной власти, т.е. особого слоя людей, выделяющихся из общества и выполняющих разнообразные функции по его управлению, имеющих возможность в необходимых случаях прибегать к использованию мер государственного принуждения; 2) особая территориальная организация, объединяющая население в государственно-организованное общество и характеризующая пределы распространения государственной власти; 3) налоги — материальная основа для содержания публичной власти, а также решения ряда общественных задач; 4) специальная система нормативного регулирования — право, посредством которого обеспечивается организующее воздействие государства на общество.

Сущность Г. заключена в том, что Г. есть универсальная организация власти социально неоднородного общества, призванная обеспечивать целостность этого общества и конструктивное взаимодействие всех его структур. Современное Г. — это:

1) универсальная организация общества. Его универсальность проявляется как во времени, так и в пространстве. Органы Г. действуют постоянно и на любой территории. Воздействием Г. охватываются все важнейшие сферы общественной жизни. Государственная власть географически распространяется на все регионы и территории страны. Универсальный характер Г. заключен в его управляющих (организационных) возможностях. В рамках общества Г. предстает главной управляющей системой. Все другие организации находятся в определенной подчиненности от Г., независимо от того, разделяют они его цели и задачи или противоборствуют их достижению. Универсальность Г. определяется его результативностью, способностью организовать общество, управлять активностью больших групп людей, подчинять их своему влиянию, не прибегая к насилию. Для достижения этой цели Г. обладай необходимыми ресурсами, специально обученным персоналом управленцев (аппаратом), специфическими средствами воздействия — государственным принуждением, поощрением и другими стимулами;

2) публично-правовая организация власти. Применительно к обществу Г. предстает центральным институтом власти, к которому тяготеют другие политические силы. От других политических организаций и институтов власти Г. отличается наивысшей концентрацией власти, суверенитетом, наличием ряда исключительных прав (прерогатив) — на использование силы, на принятие общеобязательных нормативно-юридических актов и др. Можно сказать, что Г. в идеале возникает для того, чтобы подчинить власть интересам общества. Г. — это сила, которая должна выступать против монополизации власти. Современное Г. есть правовая организация власти. По своей природе и социальному назначению Г. есть такое учреждение власти, которое в принципе противостоит произволу и насилию. В современном понимании Г. не может быть ничем иным, как публично-правовой организацией, т.е. правовым Г.;

3) суверенная организация власти. В современном понимании суверенитет государственной власти означает территориальное верховенство; наличие универсальной международной правосубъектности, государственной символики, официального языка общения, единой денежно-кредитной системы, единого гражданства (подданства), единых вооруженных сил и др.;

4) организованная социальная сила, обладающая монополией на легитимное применение принуждения. Использование Г. легитимного принуждения позволяет ему добиваться цели поддержания в обществе необходимого правопорядка, а также установления монополии на применение принуждения.

Все отмеченные признаки характеризуют Г. как универсальную публично-правовую и суверенную организацию, обладающую относительной самостоятельностью и целостностью и возможностью применения легитимного принуждения. Г. с этой точки зрения есть господствующая в обществе система власти или социально организованная сила, обособленная от общества и способная подчинить это общество, пусть даже и принудительными средствами, целям государственной политики. Г. с этой стороны предстает как особая, отличная от всякой иной организации структура общества, призванная в интересах всего этого общества либо преимущественно в интересах определенного слоя, класса, социальных групп осуществлять государственную власть. В этом (в узком, или собственном) смысле Г. есть организация господства, хорошо организованная машина власти вместе с находящимися у нее в услужении гражданскими чиновниками и вооруженными силами; есть организация, аппарат в виде системы учреждений, обладающих верховной властью на данной территории.

При этом Г. мыслится не только как организация общества, но и как само это общество. Г. — это определенное объединение людей, сообщество, проистекающее из необходимости жить вместе на определенной территории; это политическое сообщество (публично-правовой союз) или политически организованное на началах демократии общество, определенный политический строй. Г. с этой (широкой) точки зрения есть корпорация людей ("духовная община", по выражению И.А. Ильина), преследующих достижение общих целей; есть институт (сила), интегрирующий общество и обеспечивающий его прогрессивное развитие. Такое понимание сущности Г. основано на договорном, естественно-правовом происхождении Г. Подобный характер Г. очерчен в конституциях — основных законах Г. Все современные конституции содержат нормы, устанавливающие партнерские отношения Г. с населением.

Значит, Г. одновременно есть и политическое сообщество людей, объединенных правом и общими интересами, и публично-правовая, суверенная организация власти общества, обеспечивающая общие интересы всего населения и выступающая гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Большая советская энциклопедия

Тоталитарное государство - форма авторитарных буржуазных государств периода империализма, характеризующаяся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества (см. также Тоталитаризм). Тоталитарным государствам и режимам свойственны огосударствление всех легальных организаций, дискреционные (законом не ограниченные) полномочия властей, запрещение демократических организаций, ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, репрессии в отношении прогрессивных сил и инакомыслящих вообще. Крайне Т. г. были фашистские Германия и Италия.

Материалы предоставлены проектом Рубрикон.

Продолжение на стр. 11.

Comments